• Май-03, 2010
  • Катерина
  • 16 Комментариев

Жили на письменном столе два приятеля-карандаша: Тупой и Острый. Острый Карандаш трудился с утра до вечера: его и строгали, и ломали, и в работе не щадили. А к Тупому Карандашу и вовсе не притрагивались: раз попробовали его вовлечь, да сердце у него оказалось твёрдое. А от твёрдого сердца ни в каком деле толку не жди. Смотрит Тупой Карандаш, как его товарищ трудится, и говорит:
— И чего ты маешься? Разве тебе больше всех надо?
— Да нет, совсем не больше, — отвечает Острый Карандаш. — Просто самому интересно.
— Интересно-то интересно, да здоровье дороже, — урезонивает его Тупой Карандаш. — Ты погляди, на кого ты похож: от тебя почти ничего не осталось.
— Не беда! — весело отвечает его товарищ. — Меня ещё не на одну тетрадь хватит!
Но проходит время, и от Острого Карандаша действительно ничего не остаётся. Его заменяют другие острые карандаши, и они с большой любовью отзываются о своём предшественнике.
— Я его лично знал! — гордо заявляет Тупой Карандаш. — Это был мой лучший друг, можете мне поверить!
— Вы с ним дружили? — удивляются острые карандаши. — Может быть, вы напишете мемуары?
И Тупой Карандаш пишет мемуары.
Конечно, пишет он их не сам — для этого он слишком тупой. Острые карандаши задают ему наводящие вопросы и записывают события с его слов. Это очень трудно: Тупой Карандаш многое забыл, многое перепутал, а многого просто передать не умеет. Приходится острым карандашам самим разбираться — подправлять, добавлять, переиначивать.
Тупой Карандаш пишет мемуары…

Комментарии

    • Levanter
    • 17:29
    • 14 Май, 2010

    Так какие претензии тогда к притче?... Не передёргивайте). В свете Написано 12 мая 2010, в 15:34 - уже никаких.
    Какую природу он открыл? Откуда у пикселя на чёрно-белом мониторе цветная природа? Видите ли, дело не в том, что там много красивых слов, которые и мне нравятся, а в том, что аллегория тут совершенно неподходящая, просто нелепая.
    Отвечу тут: http://pritchi.castle.by/ras-7-193-com.html

    • Зеркало
    • 1:00
    • 14 Май, 2010

    "Так я не спорю с этим..."

    Так какие претензии тогда к притче? Там всё замечательно объясняется.

    "Вот это просто здорово. Пиль сделал открытие. Гармоничное с природой, вернее - открыл природу. Как в своё время цветные телевизоры:). Мир цветной... И мораль мне тоже нравится."

    Какую природу он открыл? Откуда у пикселя на чёрно-белом мониторе цветная природа? Видите ли, дело не в том, что там много красивых слов, которые и мне нравятся, а в том, что аллегория тут совершенно неподходящая, просто нелепая.
    Снились мне не карандаши, даже не предметы и не мир как таковой. Нечто темноватое, с проблесками, некая почти молекулярная масса, и каким-то образом это было связано с притчей и ещё с чем-то...
    Абстрактные сны - вещь весьма интересная. Жаль только, что они быстро забываются.

    • Levanter
    • 15:54
    • 13 Май, 2010

    "Это ещё интересней. Как говорила Алиса: "Всё чудесатее и чудесатее"."

    Точно! Мир фантазий. Не грех ведь...

    "Да, я про физическое и подумал, не моральное же)"

    Аллегория правда интересная, согласен).

    "У меня ощущение, что эти образы вы взяли с потолка."

    Да какая разница... я ведь не писатель, с Ф. Кривиным ни в коей мере себя не равняю. Ну, там насочинять можно - сказочный канцелярский город, типа Незнайки.

    "Смысл в том, что твёрдый грифель трудно точить и по большому счёту бессмысленно. К тому же я сказал, что твёрдый грифель часто ломается при заточке, а не при падении."

    Так я не спорю с этим... сталкивался. Кстати, твёрдым карандашом неудобно и , в принципе, не нужно на бумаге, но им хорошо чертить на пергаменте... такая полупрозрачная шероховатая бумага, не калька. Мягкие карандаши стираются быстро и грязь наводят, а твёрдый в самый раз.
    Насчёт ваших слов об авторской притче тоже согласен. А по поводу моего текста не совсем. В плане того, что это всё же не конечный текст.

    "Вот это действительно неточная аллегория. Я бы даже сказал, никакая."

    Странно от вас как-то... Притча "О свете и цвете" неплохая. "Ему приснилось, что он в глубоком-глубоком детстве. В том самом времени, когда его создавали цветной точкой. И не только его! Он увидел своих друзей-пикселей, сидящих с ним за одним... назовем это столом. Пиль четко знал, что они прекрасны!" Вот это просто здорово. Пиль сделал открытие. Гармоничное с природой, вернее - открыл природу. Как в своё время цветные телевизоры:). Мир цветной... И мораль мне тоже нравится.
    Кстати вот, в связи со сном. Притча "Мемуары" мне сегодня приснилась. (В моей жизни вообще много самых разных и странных совпадений... я к ним уже привык как-то... говорят, что это что-то означает:)
    Снились мне не карандаши, даже не предметы и не мир как таковой. Нечто темноватое, с проблесками, некая почти молекулярная масса, и каким-то образом это было связано с притчей и ещё с чем-то. Ощущал неуловимое присуствие как бы другого времени-эпохи. Было ещё что-то, что тревожило меня (не страх), не понял, правда что... вернее не успел, проснулся, хотя сказать, что весь спал, тоже не могу.

    • Зеркало
    • 2:35
    • 13 Май, 2010

    Кстати, по поводу неточных аллегорий: http://pritchi.castle.by/ras-7-193.html
    Вот это действительно неточная аллегория. Я бы даже сказал, никакая.

    • Зеркало
    • 2:16
    • 13 Май, 2010

    Он ими не питался - оставлял себе... может интеллектуальный вампир, а может из карандашей рабов делал
    Это ещё интересней. Как говорила Алиса: "Всё чудесатее и чудесатее".
    Насилие не буквальное... как вы там поняли, не знаю, а просто физическое.
    Да, я про физическое и подумал, не моральное же)
    Ну почему? Мораль есть. Нехорошая предвзятая Точилка (всё равно по какому принципу), жадный нехороший Ножик и тупое Лезвие, которое ничего не может, даже научить чему-то и толку от него никакого. Очень жизненно.
    Да нет, это не мораль, а характеристика персонажей. У меня ощущение, что эти образы вы взяли с потолка. Просто взяли несколько канцелярских принадлежностей, точнее карандашей и предметов для их заточки, придумали им характеристики, немного отражающие их физические свойства, но в целом сильно приукрашенные вами, и свели их вместе. Все эти персонажи разрозненные, взаимоотношения между ними, на мой взгляд, никак не отражают жизненные ситуации, в отличие от притчи Кривина, где всё, как раз, наоборот. И кроме того, те же недостатки, на которые вы указываете в притче, т.е. неточные аллегории (хотя аллегории по определению не могут быть абсолютно точными), по-моему в вашей истории имеют место, наверное, даже в большей степени.
    Уточняю (подумалось - может, вы тоже этого не знали): мягкий грифель (особенно в цветных карандашах) при падении разделяется на сегменты, иногда очень мелкие. И при заточке потом всё время ломается, цветной карандаш вообще становится негодным.
    Так, при чём здесь падение? Смысл в том, что твёрдый грифель трудно точить и по большому счёту бессмысленно. К тому же я сказал, что твёрдый грифель часто ломается при заточке, а не при падении. Конечно, слишком мягкий грифель тоже не очень удобен и это в притче не отражено, но это уже другой вопрос. Тут акцент делается именно на твёрдости грифеля, а не оболочки.
    Кстати, не притчу я собственно писал... в завершённом виде, со всеми притчевыми атрибутами.
    А смысл тогда?
    Понятно, что Тупой Карандаш эгоист был и лентяй тот ещё, потому и тупым оставался, чтобы не умереть.
    Из притчи можно многое ещё понять. Например, что тупой карандаш при всех этих характеристиках ещё и руководит мягкими, т.е., что это образ начальника, который не способен на работу, которую делают его подчинённые и порой не понимает её сути. Тупость его совершенно явно символизирует тупость такого рода людей. Читая эту притчу сразу понимаешь, о чём идёт речь: о какого рода людях и взаимоотношениях между ними. Каждый образ здесь осмыслен. Может быть, не совсем чётко передан физическими свойствами тех предметов, на которых этот образ построен, но во всяком случае, совершенно чётко символизирует определённые вещи, которые происходят в реальном мире. В вашей же истории нет ни того ни другого: ни чётких аллегорий, ни чёткой символики. Она больше похожа на сказку, полностью оторванную от реальности.

    • Levanter
    • 19:34
    • 12 Май, 2010

    P. S. Вообще, наверное надо извиниться перед читателями: иногда невнимателен, не вникаю хорошо... может, местами кого-нибудь сбил с толку.
    Понятно, что Тупой Карандаш эгоист был и лентяй тот ещё, потому и тупым оставался, чтобы не умереть.

    • Levanter
    • 17:42
    • 12 Май, 2010

    "Может быть, вы не знали, у твёрдых карандашей, грифель как раз часто отламывается при заточке..."

    Очевидно у нас разные карандаши и мы по-разному точим - разная рука.
    Уточняю (подумалось - может, вы тоже этого не знали): мягкий грифель (особенно в цветных карандашах) при падении разделяется на сегменты, иногда очень мелкие. И при заточке потом всё время ломается, цветной карандаш вообще становится негодным.
    Внешняя оболочка тоже бывает разная: мягкие породы дерева и твёрдые. Сочетания степени мягкости грифеля и оболочки тоже разные.
    ---------------------------------
    Кстати, не притчу я собственно писал... в завершённом виде, со всеми притчевыми атрибутами.

    • Levanter
    • 15:51
    • 12 Май, 2010

    ""раз попробовали его вовлечь, да сердце у него оказалось твёрдое. А от твёрдого сердца ни в каком деле толку не жди""

    Хорошо, убедили.

    "Может быть, вы не знали, у твёрдых карандашей, грифель как раз часто отламывается при заточке..."

    Чаще ломается мягкий, особенно если карандаш падал.

    "Кроме ножика, питающегося карандашами"

    Проголодались что ли?)Он ими не питался - оставлял себе... может интеллектуальный вампир, а может из карандашей рабов делал

    "карандашей, которые могут изнасиловать точилку"

    Господи, откуда такая ересь? Вечно вас на дурные мысли тянет. Насилие не буквальное... как вы там поняли, не знаю, а просто физическое.

    "Я уже молчу про полное отсутствие какой-либо общей идеи (морали)."

    Ну почему? Мораль есть. Нехорошая предвзятая Точилка (всё равно по какому принципу), жадный нехороший Ножик и тупое Лезвие, которое ничего не может, даже научить чему-то и толку от него никакого. Очень жизненно.
    ------------------------------
    На этом разрешите закончить:)

    • Зеркало
    • 13:15
    • 12 Май, 2010

    "Не могу. Там про это нет. Ни намёка."

    Да есть там намёк. Мне второй раз процитировать? Пожалуйста, мне не жалко, могу и 10 раз повторить и даже жирным выделить, лишь бы вы увидели наконец: "раз попробовали его вовлечь, да сердце у него оказалось твёрдое. А от твёрдого сердца ни в каком деле толку не жди"

    "Вот как раз - карандаш негодный, к примеру, упал много раз и грифель отламывается при заточке, лентяй и т. д."

    Может быть, вы не знали, у твёрдых карандашей, грифель как раз часто отламывается при заточке и даже если их заточить, писать ими не очень удобно, потому что они бумагу царапают. Но это всё надо, конечно, прямым текстом написать, а то бедному "неискушённому читателю" понять это просто не под силу.

    "Почему неискушённый читатель должен думать, что карандаши затачивает божье провидение."

    Думать, что это божественное провидение или ещё что, я советовал лично вам, а неискушённому читателю, я думаю, плевать, кто там их затачивает, потому как, до смысла притчи это никаким боком не касается.

    "Почему одни целесообразно, а другие нет?"

    В третий раз привести цитату?

    "Зачем напрягаться на карандаш, когда, там не мудрствуя лукаво, открытым текстом (вот что не очень...) -люди."

    И где же вы там в тексте притчи слово "люди" нашли? Можете всю притчу перечитать, его там нет.

    "Не говорю о художественной ценности своего текста или о величии замысла, можно смеяться сколько угодно на этот счёт, но, во всяком случае, к аллегории тут не придерёшься."

    Действительно не придерёшься. Кроме ножика, питающегося карандашами, карандашей, которые могут изнасиловать точилку (интересная аллегория, кстати, не могли бы вы её раскрыть?), точилки, которая, непонятно почему, точит только понравившиеся карандаши (кстати, по какому принципу они ей нравятся?)... Я уже молчу про полное отсутствие какой-либо общей идеи (морали).

    • Levanter
    • 8:20
    • 12 Май, 2010

    "Ну, если вам так непонятно, то считайте, что это был плохой карандаш, негодный, бракованный."

    Не могу. Там про это нет. Ни намёка.
    Уточню, всё ж, что имел в виду. Все свойства предметов, входящих в категорию "карандаш", должны работать. Если этого не происходит, должна быть причина. Вот как раз - карандаш негодный, к примеру, упал много раз и грифель отламывается при заточке, лентяй и т. д. Почему неискушённый читатель должен думать, что карандаши затачивает божье провидение. Возьми да поточи.

    "Нет, нормальный - целесообразно."

    И я о том же... Почему одни целесообразно, а другие нет? Даже в сказке должна быть достоверность. Кому-нибудь другому такая аллегория покажется неинтересной. Зачем напрягаться на карандаш, когда, там не мудрствуя лукаво, открытым текстом (вот что не очень...) -люди.

    "Будет очень интересно послушать ваши притчи и сравнить с этой."

    Ну ладно, попробую: Жили-были карандаши - Тупые и Острые. Пишут себе, рисуют, чертят... Острые Карандаши трудятся или не трудятся, но живут весело. Затупятся - бегут к Точилке. А Тупые хмуро простаивали - они и рады бы пойти к Точилке, да вот беда - Точилка ветреная была, точила только тех, кто ей понравится или кто подарки дарил... не исполняла, короче, свой долг.
    Был, правда, ещё Перочинный Ножик, но он, прежде чем обстругать карандаш отрезал от них половину себе, да и работал грубо. Было там ещё мягкое, доброе Лезвие, но оно давно притупилось само, покрылось зазубринами и ворчало, отчего Карандаши прозвали его пилой.
    С завистью смотрели Тупые Карандаши, как расходятся по свету опусы (порой сомнительные) Острых карандашей. Осуждали тех, кто вовсе ничего не делал, только зря затачивался.
    Им тоже было, что сказать - вот, написать хотя бы про Вредную Точилку (не насиловать же эту дуру). Или про противный Перочинный Ножик или про Лезвие-пилу.
    Не знали они, что делать... Некоторые уже вздыхая, начинали поглядывать в сторону Перочинного Ножика.
    Только один Тупой Карандаш стоял в стороне и мрачно молчал. Он уже побывал дважды у Перочинного Ножика и был намного короче всех остальных своих тупых собратьев... почти карлик. Он тоже не знал, как быть теперь, но был твёрдо уверен - остаток своей жизни не отдаст за так:))

    Не говорю о художественной ценности своего текста или о величии замысла, можно смеяться сколько угодно на этот счёт, но, во всяком случае, к аллегории тут не придерёшься.

    • Зеркало
    • 23:52
    • 11 Май, 2010

    "Да почему?"

    Господи, да там же всё написано: "раз попробовали его вовлечь, да сердце у него оказалось твёрдое. А от твёрдого сердца ни в каком деле толку не жди."
    Ну, если вам так непонятно, то считайте, что это был плохой карандаш, негодный, бракованный.

    "Нормальный карандаш тоже тупится - его тоже нецелесообразно точить?"

    Нет, нормальный - целесообразно.

    "С подобной аллегорией - острые и тупые карандаши можно сложить притчи гораздо интереснее... вернее - правильней."

    Да, пожалуйста, сколько угодно. Будет очень интересно послушать ваши притчи и сравнить с этой.

    • Levanter
    • 19:04
    • 11 Май, 2010

    "Важно только то, что затачивать тупой карандаш не представляется целесообразным."

    Да почему? карандаши для того и существуют, чтобы их точить, когда тупятся. Такова их суть-предназначение.

    "При желании можно и пальцем писать."

    Да при чём тут - чем писать? В притчах чем угодно пишут и не только пишут... и вообще - башмаки разговаривают.

    "Просто желания писать тупым карандашом, равно как и желания писать слишком твёрдым карандашом, обычно не взникает, ибо это неудобно, особенно, когда рядом лежит нормальный карандаш."

    Нормальный карандаш тоже тупится - его тоже нецелесообразно точить? Эт вы о чём-то не о том...
    Я же говорю просто (с единственным смыслом) - неудачная аллегория. С подобной аллегорией - острые и тупые карандаши можно сложить притчи гораздо интереснее... вернее - правильней.
    ... на этом, пожалуй, всё:)

    • Зеркало
    • 14:11
    • 11 Май, 2010

    А ещё кто-то меня называет занудой... Да, обычные карандаши, которые вы покупаете в магазине, изначально одинаково не заточены, а ещё они состоят из дерева, не умеют говорить и тем более писать сами. А в этой сказке карандаши разные: один тупой, другой острый, один твёрдый, другой мягкий и они умеют говорить друг с другом. А ещё в этой сказке совершенно не имеет значения, кто их затачивает. Можете считать это силами природы, божественной волей и т.п. без разницы. Важно только то, что затачивать тупой карандаш не представляется целесообразным.

    "И тупым карандашом можно отлично писать... при желании."

    При желании можно и пальцем писать. Просто желания писать тупым карандашом, равно как и желания писать слишком твёрдым карандашом, обычно не взникает, ибо это неудобно, особенно, когда рядом лежит нормальный карандаш.

    • Levanter
    • 11:13
    • 11 Май, 2010

    Они не одинаковые изначально. У одного твёрдый грифель, у другого - нет.
    Изначально карандаши одинаково незаточенные - никакие. Карандаш с мягким грифелем просто чаще точат... если нужно.Ответ в начале притчи: "Просто самому интересно". Притча на самом деле неплохая сатира."Зачем?" было по причине бредовости ситуации с самопишущими и самозатачивающимися карандашами. Или их затачивали? кто? почему дискриминация в отношении карандашей?
    Сатира может и неплоха, да аллегория неудачная. И тупым карандашом можно отлично писать... при желании.
    Всякого рода аллегории и аналогии должны быть безоговорочны и не должны вызывать сомнений... в моём понимании.
    Эту аллегорию таким же макаром можно применить ко многим жизненным ситуациям... если поискать.

    • Зеркало
    • 0:04
    • 10 Май, 2010

    "Карандаши изначально одинаковые..."

    Они не одинаковые изначально. У одного твёрдый грифель, у другого - нет.

    "Почему предпочли писать тупыми?"

    А это вы откуда взяли? В притче предпочли писать как раз острыми.

    "Зачем?"

    Ответ в начале притчи: "Просто самому интересно".
    Притча на самом деле неплохая сатира.

  • 1
Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий

© 2021 / ALL RIGHTS RESERVED